Педагогика. А.И. Полунин “Школа бега Вячеслава Евстратова” Лучшие фрагменты

А.И. Полунин “Школа бега Вячеслава Евстратова”

Бег

Лучшие фрагменты книги

  1. Молодому атлету нужно быть терпеливым и дать возможность организму адаптироваться к постепенно прогрессирующим нагрузкам.
  2. Не имея решимости, дисциплины, мотивации, трудно рассчитывать на успех.
  3. Тренер вместе с учеником должны уметь ждать, когда придут результаты. Даже великие бегуны добиваются успеха только после 10— 15 лет тренировки. Нужно верить, что прогресс в результатах придет, несмотря ни на какие препятствия.
  4. Успеха в беге нельзя добиться без дисциплины, которая помогает поддерживать нужный уклад жизни, направленный на то, чтобы ежедневно быть готовым к тренировке. Построение правильного уклада жизни, многолетнее планирование помогли многим бегунам показать выдающиеся результаты. Время от времени травмы, болезни, домашние неурядицы выбивают из привычного образа жизни. Настоящий атлет должен иметь в себе силы, чтобы вернуть заведенный порядок в норму так быстро, как это только возможно.
  5. Хороший тренер найдет способ стимулировать спортсмена к достижению высоких результатов, а спортсмен своим преданным отношением к тренировке, в свою очередь, будет стимулировать тренера. Тренер, имеющий мало воображения и мыслей, будет только препятствовать прогрессу спортсмена. Лучше не иметь тренера вообще, чем иметь плохого. Если ученик подражает недостаткам тренера и следует его неконструктивным советам, то он не станет настоящим бегуном.
  6. Высоким должен быть профессионализм тренера, который работает с сильными атлетами. Но без справедливости и честности- он ничего не будет стоить! Эти три составляющих (профессионализм, справедливость, честность) должны лежать в основе взаимоотношений с учениками.
  7. Узкая специализация в юном возрасте- пагубна. Подготовку молодых бегунов в детских спортивных школах следует осуществлять по широкопрофильной программе.
  8. Или другой ляпсус: поурочные программы. Не могу представить, как можно было на “верхних этажах спортивной власти” придумать такой документ. Эта программа лишала тренера шанса быть творцом. Он должен был слепо копировать только предписания поурочной программы. В одной группе редко найдутся два одинаковых по своим возможностям человека. А тут вся страна должна построиться!
  9. Позитивные сдвиги в подготовке учеников- это результат долгих раздумий и правильно принятых решений. Отсюда важный совет для молодых тренеров: учитесь использовать коллективный разум, отбирая по крохам то лучшее, что есть в среде специалистов.
  10. Замечания, реплики, отдельные слова, монологи многочисленных собеседников подталкивают к новым размышлениям. Постепенно выстраиваю тенденцию, а с течением времени, когда убежденность окрепнет, вношу соответствующие коррективы в тренировку того или иного ученика. Перед принятием окончательного решения обязательно посмотрю специальную литературу. Так, не спеша, постепенно совершенствую свою тренировочную систему. Меряю не менее семи раз, а режу о-о-очень осторожно… Совет молодым тренерам: не замыкайтесь в себе, ищите связь с внешним миром, отбирайте новинки, экспериментируйте.
  11. Всех учеников стараюсь учить, как эффективнее реализовать свою подготовленность. Считаю: думающий тренер должен найти нужные способы, чтобы каждый ученик поверил в свои силы, сумел распорядиться сильными качествами. Труднее работать с молодыми. Они очень дешево ценят других, вознося при этом себя. У молодых бегунов,  которых тренер не воспитывает должным образом, непомерно быстро развивается самомнение.
  12. Часто слышу:”Нет условий для тренировки”. Так говорят молодые тренеры. Нужно искать способ достижения поставленной цели даже тогда, когда нет условий для организации тренировочного процесса. Выход всегда найдется.
  13. Из-за ограниченности во времени и занятости не могу себе позволить работу с начинающими. Как правило, выбираю бегунов, которые прошли первичную подготовку и имеют некий опыт в тренировке и соревнованиях. Редко попадаются уже вполне квалифицированные спортсмены. Возможности каждого являются строго индивидуальными и редко соответствуют тем требованиям, которые предъявляет бегуну его специализация. Чтобы не навредить, наблюдаю за своим новым учеником не менее года. Присматриваюсь, как тот тренируется, организует досуг, устраивает свои взаимоотношения с товарищами. Меня всегда беспокоит вопрос: сможет ли спортсмен совмещать тренировку с учебой? В поле зрения держу любые детали, которые так или иначе влияют на тренировку.
  14. Прав тот бегун, который ищет любую возможность тренироваться, а не тот, кто занят поисками веских причин, чтобы остаться дома.
  15. Я видел немало бегунов, которые для достижения своей цели тренируются ежедневно, точно роботы. Они в своей целеустремленности готовы напряженно тренироваться, не предусматривая никакого отдыха или облегченных нагрузок. Это серьезная методическая ошибка, ценой которой может стать спортивная карьера.
  16. Анализ подготовки выдающихся спортсменов показывает, что одним из главных условий их стабильных успехов было неуклонное выполнение режима на протяжении многих лет спортивной жизни.Вместе с этим имеется много примеров, когда талантливым молодым спортсменам так и не удавалось добиться выдающихся результатов, или они вынуждены были оставить большой спорт лишь потому, что пренебрегали спортивным режимом, не находили в себе сил отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков и т.п.).
  17. В образе идеального тренера на первый план выходит способность к пониманию, эмоциональному отклику, на втором месте – компетентность тренера, уровень его знаний, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью. Чтобы сохранить контакт с воспитанниками, тренеру важно уметь отказаться от авторитарных методов и развивать способность к самовоспитанию у легкоатлетов.
  18. Частые соревнования нежелательны для юных, особенно для тех, которые хотят(и могут) в перспективе добиться успеха.  Юные бегуны не должны иметь слишком напряженные нагрузки
  19. В тренировочном процессе следует использовать широкий круг средств и методов. Нагрузки должны быть разнообразными. В соревновательной практике нужно использовать широкий диапазон дистанций, поскольку еще непонятно, какую специализацию юный бегун выберет впоследствии.
  20. На любой стадии спортивной биографии одна-две неадекватных нагрузки могут повлечь за собой необратимые процессы, в результате которых бегун будет вынужден уйти из спорта. Поэтому каждую планируемую нагрузку в тренировочном занятии или соревновании следует примерять к уровню текущей готовности. Нагрузка должна быть доступной каждый раз и, при этом, постоянно прогрессировать. Использовать однообразные по величине нагрузки – пустое занятие.
  21. Иногда свободный от тренировки день принесет больше пользы, чем самая трудная работа. Правильное чередование нагрузок разной интенсивности – искусство, которое нужно постигать годами.
  22. Я уже говорил, что работа тренера – это творческая деятельность. Но творчество можно осуществлять только на определенном поле. В противном случае это будет хаос. Я не приверженец планов, расписанных на год вперед, но являюсь убежденным сторонником системного подхода. Поэтому стратегическую линию организации тренировочного процесса определяю на длительный срок. Копаться в деталях начиню, когда обдумываю тренировочный процесс на ближайший месяц.
  23. Считаю важным обсуждать предстоящую месячную программу подготовки вместе с учеником.
  24. Обучение, направленное развитие, воспитание, построение и проведение занятий- это виды деятельности, которые характеризуются творческим началом. Они не терпят точного копирования даже того, что ранее приводило к положительным результатам.
  25. Составление эффективного тренировочного плана – искусство сродни”колдовству” при приготовлении салата. У одной хозяйки салат изыскан и отвечает самым взыскательным вкусам: гости “сметают” его со стола. А в другом доме к салату едва притронулись, и то из-за вежливости. У этой хозяйки угощение не получилось. Хотя обе пользовались одним рецептом.
  26. Тренер должен пресекать попытки ученика отличиться в каждой пробежке. Не следует улучшать тренировочные результаты несколько раз в неделю или побивать личные рекорды в каждом соревновании. Это – самоуничтожение.
  27. Я уже подчеркивал, что являюсь приверженцем индивидуальной работы с каждым квалифицированным атлетом. Особенно важен индивидуальный подход в соревновательном периоде. Малейшая методическая ошибка может привести к непоправимым последствиям.
  28. Процесс подготовки квалифицированного бегуна – это не что иное, как строительство большой стены из мелких фрагментов: каждый кирпич следует положить в нужное место и прочно соединить его с другими деталями. Если кирпичи не скрепляются раствором, то стена не получится. Представим: каждое из отдельно взятых упражнений в тренировочном занятии- замечательное, но между ними нет логической связи. Может ли такая нагрузка принести пользу? Ответ может быть только один:”Нет!”.
  29. Каждый спортсмен должен иметь цель тренировки на каждый год. Поставленная цель должна определять тип тренировочных занятий и их количественные и качественные параметры.
  30. “Волшебной” формулы для значительных успехов не существует.
  31. Одно из средств воздействия на психику спортсмена- это состояние тренера, который должен оставаться спокойным в любой ситуации. Его эмоциональный срыв перед или в ходе соревнования самым негативным образом скажется на ученике. И, наоборот, уверенность, исходящая из тренера, поможет спортсмену лучше мобилизоваться.
    Бегун, глядя на уверенного наставника, легче преодолеет страх перед противником и сумеет побороть свое беспокойство по поводу исхода состязаний. Тренер только своим присутствием помогает ученику избавиться от различных отрицательных состояний организма.
  32. Прежде чем вынести то или иное решение, касающееся отдельно взятого ученика, следует сначала помедлить, спокойно все взвесить, еще раз подумать и только потом объявить свой вердикт.
  33. За многие годы работы пришел к убеждению, что сначала надо сполна познать природные способности своих учеников. И только потом на основе этих знаний можно выстраивать процесс подготовки. На это уйдут годы, которые будут потрачены впустую,
    если бегун, имея талант, силы и хорошую систему тренировки, не будет избегать “жизненных удовольствий”. Круглые сутки надо использовать на создание в организме необходимых сил для тренировки. Восстановление и накопление психического и физического потенциала для следующей тренировки требует времени.