Муниципальный этап, 2013-2014 гг.
5 класс
- Найдите четырёхзначное число, у которого вторая цифра вдвое больше первой, третья — втрое меньше второй, а четвёртая — вчетверо больше третьей.
- В 9.00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью 6 км/ч. Через некоторое время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12.00 Юре оставалось до дома два километра. На каком расстоянии от дома он развернулся? Объясните, как был найден ответ.
- Встретились три пятиклассника — Миша, Коля и Толя. Каждый из них либо всегда говорит правду, либо всегда лжёт. Миша сказал: «Все мы — лжецы». Коля сказал: «Среди нас ровно два лжеца». Толя промолчал. Кто из них лжец, а кто — нет? Объясните, как Вы рассуждали.
- Можно ли выложить в ряд 30 шариков — белых, синих и красных — так, чтобы среди любых двух идущих подряд шариков был хотя бы один белый, среди любых трёх идущих подряд — хотя бы один синий, а среди любых пяти идущих подряд — хотя бы один красный? Ответ объясните.
6 класс
- В 9.00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью 6 км/ч. Через некоторое время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12.00 Юре оставалось до дома два километра. На каком расстоянии от дома он развернулся? Объясните, как был найден ответ.
- В магазине продают металлические буквы (одинаковые буквы стоят одинаково, а разные, возможно, по-разному; цены не обязательно равны целому числу рублей). Слово ВОЛ обойдётся в 15 рублей, ОЛОВО — в 23 рубля, СТОК— в 20 рублей. Сколько стоит слово ОТКОС? Ответ объясните.
- В Простоквашинской сельской библиотеке в 34,56 раза больше книг, чем на книжной полке у Дяди Фёдора. Докажите, что в этой библиотеке больше 800 книг.
- Можно ли выложить в ряд 20 шариков — белых, синих и красных — так, чтобы среди любых двух идущих подряд шариков был хотя бы один белый, среди любых трёх идущих подряд — хотя бы один синий, а среди любых девяти идущих подряд — хотя бы один красный?
7 класс
- У Федота был капитал. Когда мама дала Федоту 49 рублей, его капитал вырос в 99 раз. Сколь велик был этот капитал вначале?
- Как провести через одну точку четыре прямые, чтобы среди углов между ними нашлись углы величиной 10°, 20°, 30°, 40° 50° и 60° ? На чертеже укажите величины углов.
- Коля, Вася и Петя пошли за покупками. Всего у них с собой 2200 рублей, и ни у кого нет монет мельче рубля. У Коли с собой в 18 раз меньше денег, чем у Васи. Докажите, что Петя сможет купить мороженое за 15 рублей.
- 20 человек выстроены в пять шеренг по четыре человека в каждой . Каждый из них либо рыцарь, всегда говорящий правду, либо лжец, который всегда лжёт, и всем им известно, кто из них рыцарь, а кто — лжец . Журналист спросил у каждого из них: «Верно ли, что в каждой шеренге стоит хотя бы один лжец?». Могло ли случиться, что трое ответили «нет», а остальные — «да»?
- Миша и Маша ехали на поезде в Киров. Миша лежал на полке, а Маша смотрела в окно. «Далеко ли до Кирова?» — спросил Миша у Маши в 12.00. «73 километра», — ответила Маша. На тот же вопрос, заданный в 12.15 и 12.45, Маша ответила: «62 километра» и «37 километров». Известно, что Маша, если расстояние составляло не целое число километров, каждый раз округляла его до ближайшего целого числа (а если таких было два — то до любого из них по своему выбору). Найдите скорость поезда, если известно, что она была постоянной. Укажите все возможности и докажите, что других нет.
8 класс
- Трёхзначное число в 56 раз больше своей последней цифры. Во сколько раз оно больше своей первой цифры?
- В магазине продают металлические буквы (одинаковые буквы стоят одинаково, а разные, возможно, по-разному; цены не обязательно равны целому числу рублей). Слово КОТ обойдётся в 15 рублей, РОТ— в 17 рублей, АУ— в 12 рублей, РУКА — в 21 рубль. Сколько стоит слово УРА?
- Существует ли такое пятизначное число, что среди любых трёх его идущих подряд цифр есть хотя бы две единицы, а среди любых четырёх идущих подряд — хотя бы две двойки? Если да — приведите пример. Если нет — объясните, почему.
- На гипотенузе АС прямоугольного треугольника АВС отмечены такие точки и Е, что АD = АВ и СЕ = СВ. Из точки D опущен перпендикуляр DF на прямую ВF. Докажите, что DF = ВF.
- Двое играют в игру. Вначале у них есть квадратный лист бумаги со стороной 4. Игроки ходят по очереди. Каждым ходом игрок разрезает имеющийся прямоугольник на два, один из которых имеет площадь 1, и выбрасывает прямоугольник единичной площади. Проигрывает тот, после хода которого у оставшегося прямоугольника впервые появляется сторона длиной не больше 1. Кто победит при правильной игре обоих игроков: тот, кто ходит первым или его партнёр, — и как ему для этого надо играть?
9 класс
- Найдите произведение (sin 0° – соs 0°)(sin 1° – соs 1 °)…(sin 89° – соs 89°)(sin 90° – соs 90°).
- На координатной плоскости даны точки А(0,0), В(1,2), С(4,2). Докажите, что прямая у = х делит угол ВАС на два равных угла.
- Даны три различных натуральных числа k, m и n. Докажите, что числа $$2^k$$ , $$2^m$$, $$2^n$$ можно вписать вместо многоточий в равенство $$…x^2+…x+… = 0$$ таким образом, чтобы у получившегося квадратного уравнения были два различных корня.
- Можно ли покрасить каждую точку плоскости в красный или синий цвет таким образом, чтобы на каждой окружности радиуса 1, находящейся в этой плоскости, лежало ровно сто синих точек?
- Двое играют в игру. Вначале у них есть квадратный лист бумаги со стороной 2013. Игроки ходят по очереди. Каждым ходом игрок разрезает имеющийся прямоугольник на два, один из которых имеет площадь 1, и выбрасывает прямоугольник единичной площади. Проигрывает тот, после хода которого у оставшегося прямоугольника впервые появляется сторона длиной не больше 1. Кто победит при правильной игре: тот, кто ходит первым, или его партнёр, — и как ему для этого надо играть?
10 класс
- Даны три различных натуральных числа k, m и n. Докажите, что числа $$2^k$$ , $$2^m$$, $$2^n$$ можно вписать вместо многоточий в равенство $$…x^2+…x+… = 0$$ таким образом, чтобы у получившегося квадратного уравнения были два различных корня.
- Пусть М — точка пересечения медиан треугольника АВС. Известно, что вписанные в треугольники АВМ, ВСМ и САМ окружности равны и попарно касаются друг друга. Докажите, что треугольник АВС —равносторонний.
- На каждой грани куба поставлено натуральное число. В каждой вершине этого куба поставлено произведение чисел на примыкающих к этой вершине гранях. Сумма всех чисел в вершинах оказалась равна 2013. Чему может быть равна сумма всех чисел на гранях (укажите все возможности)?
- Двое играют в игру. Вначале у них есть прямоугольный лист бумаги размером m х n, где m и n — натуральные числа, большие 1. Игроки ходят по очереди. Каждым ходом игрок разрезает имеющийся прямоугольник на два, один из которых имеет площадь 1, и выбрасывает прямоугольник единичной площади. Проигрывает тот, после хода которого у оставшегося прямоугольника есть сторона длины строго меньше 1 или остался квадрат 1×1. Кто победит при правильной игре: тот, кто ходит первым, или его партнёр, — и как ему для этого надо играть?
11 класс
- Какое наибольшее количество различных не равных 0 цифр можно выписать в ряд так, чтобы из любых двух стоящих рядом цифр одна делилась на другую?
- Найдутся ли такие три вещественных числа, что если их поставить в одном порядке в качестве коэффициентов квадратного трёхчлена, то он будет иметь два положительных корня, а если в другом – два отрицательных?
- Может ли развёртка треугольной пирамиды быть пятиугольником?
- Существует ли такой выпуклый пятиугольник, что для любой его вершины две проведённые из неё диагонали делят его на три треугольника равной площади?
- Двое играют в игру. Вначале у них есть прямоугольный лист бумаги размером m х n, где m и n — натуральные числа, большие 1. Игроки ходят по очереди. Каждым ходом игрок разрезает имеющийся прямоугольник на два, один из которых имеет площадь 1, и выбрасывает прямоугольник единичной площади. Проигрывает тот, после хода которого у оставшегося прямоугольника есть сторона длины строго меньше 1. Если же остался квадрат 1×1, проигрывает тот, кто должен делать ход. Кто победит при правильной игре: тот, кто ходит первым, или его партнёр, — и как ему для этого надо играть?